Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Новгородская обл., п. Любытино, ул. Советов, д. 29
Мы в соц. сетях
  • Главная
  • О районе
    Органы местного самоуправления
    Направления деятельности
    Документы
    Гражданам
    Больше информации

    Прокуратура информирует


    21 Декабря 2023

    Прокуратура информирует

    Могут ли осужденные отказаться от прохождения медицинских осмотров?

    Согласно п. 10.6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приложением № 2 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110, осужденные к лишению свободы обязаны проходить в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские осмотры и необходимые обследования с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, выявления телесных повреждений, а также фактов употребления алкогольных, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ.

    В соответствии с Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Министерства юстиции России от 28.12.2017 № 285, осужденные при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.

    В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.

    Стоит отметить, что отказ от прохождения указанных медицинских осмотров является нарушением установленного порядка отбывания наказания.

    Должны ли осужденные к лишению свободы возмещать стоимость своего питания?

    Согласно главе VI Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приложением № 2 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110, осужденные к лишению свободы обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием (при наличии медицинских показаний – пятиразовым).

    Осужденные к лишению свободы, неработающие по не зависящим от них причинам и осужденные к лишению свободы, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием за счет государства.

    Также получающие заработную плату или пенсию осужденные к лишению свободы возмещают стоимость питания, кроме стоимости специального рациона.

    Указанным категориям лиц, освобожденным от работы по болезни, осужденным к лишению свободы беременным женщинам и кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно.

    Кроме того, содержащимся в воспитательной колонии; осужденным к лишению свободы инвалидами I и II групп; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающим общее образование, среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих или проходящим профессиональное обучение за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, высшее образование в образовательных организациях высшего образования по заочной форме обучения; осужденным, относящимся к категории лиц, потерявших в период обучения по основным профессиональным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих обоих родителей или единственного родителя, питание предоставляется бесплатно.

    При этом содержащимся в колониях-поселениях, а также осужденным к лишению свободы, которым предоставлено право проживания за пределами колонии-поселения, на основании их заявления может быть предоставлено право самостоятельного приготовления и приема пищи за счет собственных средств в предусмотренных для этого в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями помещениях, где они проживают, или на объектах их работы.

    Указанные перечень категорий осужденных к лишению свободы, которые не возмещают стоимость питания, является исчерпывающим, остальные осужденные, вне зависимости от своего волеизъявления, обязаны возмещать стоимость своего довольствия.

    Об уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения

    Согласно примечанию к ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) употребление водителями веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ, запрещено.

    За совершение указанных действий установлена административная ответственность.

    Вождение автомобиля в нетрезвом виде повлечет, согласно ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, административный штраф в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

    Такое же наказание, но уже по ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ предусмотрено для лица, передавшего управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

    При этом избежать ответственности, уклонившись от законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, не представляется возможным: по ст. 12.26 КоАП РФ водителю грозит административный штраф в размере   30 000 рублей и лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

    Наказуемо и невыполнение требований Правил дорожного движения о запрете водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен. По ст. 12.27 КоАП РФ за этот проступок, либо за употребление алкоголя в присутствии сотрудника полиции, по требованию которого было остановлено транспортное средство, следует такое же административное наказание - штраф в размере 30 000 рублей и лишение права управления транспортными средствами на срок до двух лет.

    Однако за повторное управление транспортом в состоянии опьянения законодатель предусмотрел более серьезную ответственность – уголовную.

    По ч. 1 ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, наказывается штрафом от 200 000 до 300 000 рублей (или в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 года до 2 лет), либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Кроме того, предполагается лишение преступника права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, в области пассажирских перевозок) на срок до 3 лет.

    За повторное преступление наказание будет строже: штраф от 300 000 до 500 000 рублей (или в размере заработной платы или иного дохода за период от 2 года до 3 лет), либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

    За всем этим последует дополнительное наказание в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок уже до 6 лет.

    Преступление будет окончено с момента начала движения транспортного средства, управляемого лицом, находящимся в состоянии опьянения. При этом не имеет значение место движения: автомагистраль или парковка во дворе, наказание будет одинаково суровым.

    Нахождение за рулем в пьяном виде – серьезный отягчающий фактор.

    Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается, лишением свободы на срок до 2 лет, а в состоянии опьянения – уже от 3 до  7 лет (п. «а» ч. 2 ст. 264 УК РФ).

    За такое же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, трезвого водителя могут лишить свободы в срок до 5 лет, а пьяного – от 5 до 15.

    Если по вине лица, севшего за руль в состоянии опьянения, погибнет два и более лица,  его ждет наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет после освобождения.

    За совершение всех указанных преступлений наказание предусмотрено не только водителя, но и для лица, обучающего вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

    Важно помнить, что согласно п. «д» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ на основании обвинительного приговора суда транспортное средство, посредством которого совершено преступление по ст. 264.1 УК РФ, подлежит конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства.

    Ответственность за неправомерные действия должника при банкротстве

    Процедура банкротства неразрывно связана с совершением проверочных мероприятий в отношении должника, в том числе в целях выявления неправомерных действий, направленных на сокрытие имущества.

    Под неправомерными понимаются такие действия, совершенные должником в период осуществления процедуры банкротства, которые можно разделить на несколько групп:

    - осуществление гражданином неправомерных операций (к ним относятся: уничтожение имущества, передача его третьим лицам, сокрытие местонахождения имущества и др.);

    - действия, направленные на незаконное исполнение имущественных требований (например, осуществление выплат в пользу одного кредитора в ущерб всем остальным);

    - создание препятствий уполномоченным лицам (например, предоставление ложных сведений об имуществе и платежеспособности).

    За совершение незаконных действий в период признания должника банкротом предусмотрена административная и уголовная ответственность. Меры правового воздействия установлены в статье 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и статье 195 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

    Так, совершение действий по сокрытию имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере или месте нахождения или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества либо сокрытие, уничтожение или фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица либо индивидуального предпринимателя, предусматривает привлечение виновного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа, а также дисквалификацию должностного лица на определенный срок.

    Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника - юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем или гражданином заведомо в ущерб другим кредиторам либо принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний, может привести к привлечению виновного лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и наложению административного штрафа, а также дисквалификации должностного лица на определенный срок.

    За незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, предусмотрено привлечение виновного лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.43 КоАП РФ.

    Выбор меры пресечения в первую очередь зависит от размера причиненного ущерба.

    Так, в случае совершения лицом вышеуказанных действий в результате которых причинен крупный ущерб (более двух миллионов двухсот пятидесяти тысяч рублей), в отношении виновного лица может быть применено уголовное наказание в соответствии со ст. 195 УК РФ.

    С апреля 2023 года действуют новые правила исчисления сроков давности привлечения к ответственности

    Федеральным законом от 14.04.2023 № 122-ФЗ утверждены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), касающиеся давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 Кодекса) и исчисления сроков (ст. 4.8 Кодекса).

    Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения в части несоблюдения законодательства Российской Федерации, указанного в ч. 1. ст. 4.5 Кодекса.

    Срок давности начинает исчисляться со дня совершения административного нарушения, а не со следующего дня. Если окончание срока давности приходится на нерабочий день, последний день срока не сдвигается.

    Изменения не касаются длящихся административных правонарушений, по ним сроки продолжают исчисляться со дня обнаружения.

    Порядок расторжения трудового договора

    В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ, Кодекс) обязанностью работодателя является соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

    Порядок прекращения трудовых отношений установлен статей 84.1 ТК РФ, согласно которой:

    - прекращение трудового договора должно оформляться приказом (распоряжением) работодателя;

    - с данным приказом (распоряжением) работник должен быть ознакомлен под роспись, а по его требованию работодатель обязан выдать надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, если такой приказ (распоряжение) невозможно довести до сведения работника либо работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) должна производится соответствующая запись;

    - днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с законом, сохранялось место работы (должность);

    - в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку (статья 66.1 ТК РФ), произвести с ним расчет, а также по его письменному заявлению выдать заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (статья 140 ТК РФ);

    - запись в трудовую книжку и внесение информации в сведения о трудовой деятельности об основании и о причине прекращения трудового договора работодатель обязан производить в точном соответствии с формулировками Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи закона;

    - в случае, если в день прекращения трудового договора, в связи с отсутствием работника либо его отказом от их получения, выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя невозможно, работодатель должен направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте или направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом. Со дня направления указанных уведомления или письма работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности у данного работодателя.

    За нарушение порядка расторжения трудового договора для работодателя установлена административная ответственность по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа:

    - на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

    - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

    - на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Об уголовной ответственности за финансирование экстремизма и терроризма

    Уголовный закон Российской Федерации содержит нормы, влекущие уголовную ответственность за содействие террористической  и экстремистской деятельности. Формами такого содействия выступают финансирование терроризма и экстремизма.

    Общественная опасность оказания финансовых услуг при финансировании международных террористических организаций,   групп либо отдельных лиц - террористов (экстремистов) и экстремистских организаций и сообществ обусловлена тем, что материальная поддержка осуществляется с осознанием того, что она предназначена для обеспечения деятельности организации, подготовки или совершения преступлений террористической и экстремистской направленности, в числе которых террористический акт, организация деятельности экстремистско-террористических, в том числе международных организаций и сообществ, незаконных вооруженных формирований, совершение взрывов, поджогов либо иных действий, которые направлены на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо нанесение вреда здоровью людей, что в свою очередь влечет подрыв экономической безопасности и (или) обороноспособности Российской Федерации.

    Формы финансирования могут выражаться в предоставлении предметов обмундирования, экипировки, средств связи, систематических отчислений или разовых взносов в общую кассу, приобретения недвижимости или оплаты стоимости ее аренды, а также в предоставлении денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц.

    За финансирование терроризма предусмотрена ответственность по части 1.1 статьи 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Максимальное наказание за совершение данного преступления составляет лишение свободы на срок до 15 лет, с использованием служебного положения - до 20 лет либо пожизненное заключение.

    Финансирование экстремизма влечет ответственность по части 1 статьи 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Максимальные санкции данной статьи предусматривают до 8 лет лишения свободы, в случае использования служебного положения - до 10 лет.

    При условии, что лицо впервые совершило такое преступление и своевременно сообщило о содеянном органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало, законодатель допускает освобождение от уголовной ответственности (примечание к статье 282.3 УК РФ).

    Вправе ли неработающий пенсионер взыскать в судебном порядке утраченный заработок за вред причиненный здоровью

    Статья 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривает, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь.

    Но вправе ли получить такое возмещение неработающий пенсионер? 

    В силу ч. 4 ст. 1086 ГК РФ в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

    Как разъяснено в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, по его желанию учитывается заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности. Следует иметь в виду, что в любом случае рассчитанный среднемесячный заработок не может быть менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (п. 4 ст. 1086 ГК РФ). Приведенное положение подлежит применению как к неработающим пенсионерам, так и к другим, неработающим на момент причинения вреда лицам, поскольку в п. 4 ст. 1086 ГК РФ не содержится каких-либо ограничений по кругу субъектов в зависимости от причин отсутствия у потерпевших на момент причинения вреда постоянного заработка. При этом когда по желанию потерпевшего для расчета суммы возмещения вреда учитывается обычный размер вознаграждения работника его квалификации (профессии) в данной местности и (или) величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, суд с целью соблюдения принципов равенства, справедливости и полного возмещения вреда вправе учесть такие величины на основании данных о заработке по однородной (одноименной) квалификации (профессии) в данной местности на день определения размера возмещения вреда. 

    Таким образом, при определении размера утраченного заработка потерпевший, который на момент причинения вреда не работал, вправе по своему желанию учесть заработок, полученный им до увольнения, либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. 

    Опубликован закон, предусматривающий дополнительные меры защиты от хищения денежных средств со счета клиента

    24 июля 2023 года опубликован Федеральный закон от 24.07.2023 № 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе».

    Принятые изменения направлены на совершенствование механизма противодействия хищению денежных средств со счета клиента. Теперь оператор по переводу денежных средств будет обязан осуществить проверку наличия признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, то есть либо без согласия клиента или с согласия клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием. Причем такая проверка должна быть проведена до момента списания денежных средств клиента.

    При наличии признаков перевода без добровольного согласия клиента оператор должен будет приостанавливать прием к исполнению распоряжения клиента на два дня, а если операция производится с использованием платежных карт или путем перевода электронных денежных средств, то отказать в выполнении операции.

    Законом предусмотрены меры защиты клиента в случае необоснованного перечисления денежных средств. Например, если оператор по переводу денежных средств, получает от Банка России информацию, содержащуюся в специальной базе данных, однако после получения такой информации исполняет распоряжение клиента о переводе денежных средств или совершает операцию с использованием платежных карт, либо перевод электронных денежных средств и при этом такая операция содержит признаки перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, и в итоге деньги будут похищены, то в этом случае оператор будет обязан возместить клиенту эту сумму в 30-дневный срок.

    Оператор по переводу денежных средств (банк) будет обязан приостановить использование клиентом электронного средства платежа, то есть выполнение любых операций по счету, если к нему об этом счете или клиенте поступит от Банка России информация, содержащаяся в специальной базе данных, в том числе информация из правоохранительных органов о совершенных противоправных действиях с использованием этого счета. Простыми словами счета, используемые для хищения денежных средств граждан, а также для их последующего вывода будет блокироваться банками. Более того, в некоторых случаях могут быть заблокированы все счета и платежные карты гражданина, открытые на его имя, независимо от того какие из них использовались в противоправных целях.

    Закон вступит в силу через год. За это время Банк России должен выработать признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, разместить их на своем официальном сайте. Кроме того, должен быть разработан механизм и порядок обмена информацией, блокировки счетов и других действий, предусмотренных изменениями в закон.

    О праве участников СВО на получение бесплатной юридической помощи Текст

    Федеральным законом от 13.06.2023 № 225-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установлены дополнительные категории лиц, которым предоставлено право на получение бесплатной юридической помощи - это, в том числе, военнослужащие, сотрудники Росгвардии, мобилизованные лица, участники добровольческих формирований, члены их семей.

    Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, будут осуществлять консультирование, в частности, по вопросам выплаты компенсаций и назначения социальных льгот.

    Членам семей будет предоставляться помощь по вопросам признания лиц безвестно отсутствующими или умершими.

    Незаконная охота

    Обязанность сохранения природы, бережного отношения к ее богатствам закреплена в Конституции Российской Федерации. Негативное воздействие на объекты животного мира посягает на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

    Наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, к задачам Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) относится охрана окружающей среды.

    Объектом экологических преступлений являются общественные отношения в области сохранения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологического правопорядка.

    Одним из таких преступлений является незаконная охота, занимающая важное место в структуре противоправных посягательств в связи с ее высокой латентностью и опасностью причинения вреда как государству, так и природе в целом.

    Правоотношения в области охоты регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте), согласно которому под охотой понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.

    Согласно части 2 статьи 29 Закона об охоте любой ее вид может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено Законом об охоте.

    Охота с нарушением требований законодательства, в том числе выполнение перечисленных действий без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты, является незаконной, за что статьей 258 УК РФ установлена уголовная ответственность. 

    Привлечение к уголовной ответственности за незаконную охоту может последовать, если это деяние совершено:

    - с причинением крупного ущерба;

    - с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

    - в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

    - на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

    Согласно примечанию к статье 258 УК РФ крупным признается ущерб, превышающий сорок тысяч рублей, размер которого исчисляется по таксам и методике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2019 № 750.

    Под механическими транспортными средствами понимаются автомобили, мотоциклы, снегоходы, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем. К воздушному судну могут быть отнесены самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты в соответствии с частью 1 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации.

    К иным способам массового уничтожения птиц и зверей относятся действия, связанные с применением таких незаконных орудий или способов добычи, которые могут повлечь массовую гибель животных. Запрет на их использование обусловлен возможностью причинения непоправимого вреда природе. 

    Уголовно наказуемой является незаконная охота в отношении птиц и зверей, относящихся к редким видам животных и находящихся под угрозой исчезновения. Такие животные занесены в Красную книгу Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) и (или) охраняются международными договорами Российской Федерации.  

    Охота в таких случаях допускается только в исключительном порядке, в соответствии с нормами экологического законодательства, на основании специальных разрешений и с соблюдением предусмотренных в них условий (например, в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяции, регулирования их численности, устранения угрозы для жизни человека).

    Понятие особо охраняемой природной территории содержится в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», к которой относятся: государственные природные заповедники и заказники, национальные, природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

    На данных территориях располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

    Запрещена охота в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации ввиду сложной обстановки, угрожающей здоровью населения, состоянию природных ресурсов и природной среде.

    За совершение данного уголовно наказуемого деяния законодателем предусмотрена ответственность вплоть до 5 лет лишения свободы.

    О некоторых вопросах антикоррупционного законодательства

    04.08.2023 года начинает действовать Федеральный закон от 24.07.2023 № 354-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах».

    Так, в Федеральный закон от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дополнен статьей 30.4 - Особенности приватизации жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации.

    Согласно новой норме жилые помещения, поступившие в жилищный фонд Российской Федерации на основании судебных актов, в случаях, если такие жилые помещения были признаны имуществом, полученным в результате совершения коррупционных правонарушений, или если в отношении таких жилых помещений не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы, и при этом рыночная стоимость жилого помещения на вторичном рынке жилья превышает в два раза и более денежную сумму, определенную исходя из размера общей площади, умноженного на установленный по официальным данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, показатель средней цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему субъекту Российской Федерации, приватизируются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

    Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации подлежат приватизации исключительно путем продажи на аукционе.

    При признании аукциона несостоявшимся информационное сообщение о проведении повторного аукциона со снижением начальной цены продажи таких жилых помещений на 5 процентов размещается в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.

    В случае, если повторный аукцион признан несостоявшимся, проведение следующего аукциона возможно не ранее чем через шесть месяцев.

    Основание вынесения судом заочного решения и порядок его отмены

    Основания и порядок вынесения заочного решения установлены в главе 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

    Дело может быть рассмотрено судом в порядке заочного производства, о чем выносится соответствующее определение (ч. 1 ст. 233 ГПК РФ). Такой порядок возможен при совокупном наличии нескольких оснований (условий).

    Разрешить спор сторон в рамках заочного производства суд вправе в случае, если ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени заседания, но не явился и не направил своего представителя, не сообщил об уважительных причинах неявки, не ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Если ответчик присутствовал на судебном заседании, а после объявления перерыва не явился, суд вправе провести судебное заедание в виде заочного производства.

    При участии в деле нескольких ответчиков рассмотрение дела в порядке заочного производства возможно в случае неявки в судебное заседание всех ответчиков.

    Заочное решение выносится при условии, что истец дал согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства. Если явившийся в судебное заседание истец (или любой из истцов, если в деле их участвует несколько) не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания.

    Отличительной особенностью заочного решения является возможность отмены судом, его вынесшим.

    Право на обращение за отменой заочного решения принадлежит ответчику. За истцом сохраняется право на обжалование заочного решения в суд вышестоящей инстанции, которое он может реализовать после истечения установленного ГПК РФ срока, предоставленного ответчику для принесения заявления об отмене заочного решения.

    Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения путем подачи соответствующего заявления. В заявлении должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также иные обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

    Суд, рассмотрев заявление об отмене заочного решения суда, выносит определение об отказе в удовлетворении заявления или об отмене заочного решения суда и о возобновлении рассмотрения дела по существу в том же или ином составе судей.

    Заочное решение суда подлежит отмене если суд установит, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

    Пропуск указанного срока для подачи заявления об отмене заочного решения является основанием для возврата заявления.

    При разрешении судом вопроса о принятии к рассмотрению заявления об отмене заочного решения не исключается возможность применения правил о восстановлении процессуальных сроков. При этом ответчиком должно быть заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Без соответствующего ходатайства суд вправе возвратить заявление об отмене заочного решения суда.

    Ответчик имеет право обжаловать решение в апелляционном порядке. На это ему предоставляется месяц со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

    Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 1 месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение 1 месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Сроки обращения за алиментами

    В соответствии с частью 1 статьи 107 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Семейный кодекс) сроки обращения за алиментами не ограничены временными рамками Лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, если алименты не выплачивались ранее по соглашению об уплате алиментов, то есть подать исковое заявление в суд можно в любой момент после возникновения права на содержание ребенка. 

    Однако необходимо учитывать следующее.

    По общему правилу, установленному частью 2 статьи 107 Семейного кодекса, алименты присуждаются с момента обращения в суд.

    При этом, как разъяснил пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов», суд вправе удовлетворить требование о взыскании алиментов за прошедший период в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению алиментов, однако они не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты. О мерах, принятых в целях получения алиментов, могут свидетельствовать, в частности, обращение истца к ответчику (например, посредством направления телеграмм, заказных писем с уведомлением либо посредством электронной почты) с требованием об уплате алиментов либо с предложением заключить соглашение об уплате алиментов, обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка (если впоследствии судебный приказ был отменен). 

    Таким образом, алименты могут быть присуждены максимум за три года, предшествующие обращению в суд. 

    Кроме того, после достижения ребенком 18 лет право на алименты прекращается, поэтому в суд необходимо обратиться до наступления совершеннолетия ребенка.

    Соблюдение законодательства о защите персональных данных

    Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), которая включает фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессию, доходы и др.

    Обработка персональных данных – это любое действие (операция) или совокупность действий (операций) с персональными данными, совершаемые с использованием или без использования средств автоматизации, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

    Общие положения, касаемые принципов обработки персональных данных, содержатся в статье 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Среди них ограничение таких действий достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных.

    Хранение персональных данных не должно длиться дольше, чем этого требуют цели обработки, если срок хранения не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Взаимоотношения работников с работодателями в части обработки персональных данных урегулированы главой 14 Трудового кодекса Российской Федерации. Работники имеют право на полную информацию о своих персональных данных, в том числе об их обработке.

    Порядок хранения и использования персональных данных работников в организации должен осуществляться на основании разработанного работодателем локального нормативного акта – «Положения о персональных данных работников».

    Работодатель при нарушении правил хранения, обработки персональных данных несет ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В частности, обработка персональных данных без письменного согласия работника (когда оно необходимо), если эти действия не содержат уголовно наказуемых деяний, влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ):

    - на граждан – от 6 000 до 10 000 руб.;

    - должностных лиц – от 20 000 до 40 000 руб.;

    - юридических лиц – от 30 000 до 150 000 руб.

    При допущении повторных нарушений предусмотрены повышенные штрафы.

    Специальной нормы об ответственности за нарушение законодательства о персональных данных в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) нет. Несмотря на это, действия лица, нарушившего правила работы с персональными данными, могут содержать признаки уголовно наказуемых деяний.

    Например, уголовная ответственность установлена: за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную тайну, без его согласия (ч. 1 ст. 137 УК РФ); неправомерный доступ к компьютерной информации, в результате которого произошло уничтожение, блокирование, модификация (изменение) или копирование информации (ч. 1 ст. 272 УК РФ); неправомерный отказ должностного лица в представлении гражданину документов и материалов, собранных в установленном порядке и непосредственно затрагивающих его права и свободы гражданина (ст. 140 УК РФ).

    Сроки рассмотрения обращений граждан управляющими организациями

    По общему правилу порядок и сроки рассмотрения обращений граждан Российской Федерации регламентируются нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ).

    Федеральным законом № 59-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

    Вместе с тем, требования, предъявляемые к срокам рассмотрения обращений граждан в порядке Федерального закона № 59-ФЗ, не распространяются на деятельность управляющих организаций.

    Так, согласно п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Правила), управляющая организация предоставляет по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию, а именно: наименование (фирменное наименование) управляющей организации; адрес местонахождения; контактные телефоны, адрес электронной почты; режим работы, а также иную информацию, которая предусмотрена п.п. 31 и 32 настоящих Правил.

    Кроме того, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) гражданина управляющая организация обязана в письменной форме предоставить следующую информацию: периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

    В срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) управляющая организация также предоставляет сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний.

    Наряду с этим, пункт 34 Правил предусматривает следующий перечень сведений, подлежащих предоставлению управляющей организации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) гражданина:

    - копия акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен;    копия акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или волнении работ;

    - копия акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

    Пункт 35 Правил определяет способы направления заявлений (обращений) граждан в управляющую организацию: почтой, посредством электронного документооборота на адрес электронной почты управляющей организации, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, устно, в том числе на приеме.

    При этом срок на получение ответа на запрос собственника или иного пользователя помещений в многоквартирном жилом доме по вопросам, не перечисленным в п.п. 31, 32 и 34 Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.

    Вышеуказанные требования, предъявляемые к срокам рассмотрения заявлений, не распространяются на индивидуальные или коллективные обращения граждан, которые не являются собственниками или пользователям помещений в многоквартирном жилом доме.

    В таком случае срок на рассмотрение заявлений составляет 30 календарных дней со дня регистрации обращения.

    В случае необходимости получения информации от иных лиц, управляющая организация вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 календарных дней с обязательным уведомлением об этом заявителя.

    За нарушение требований к рассмотрению обращений граждан наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 7.23.3 или по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в зависимости от существа обращения.

    Расширена программа льготной сельской ипотеки

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2023 № 1055 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения в программу льготной сельской ипотеки.

    Максимальный размер кредита по программе льготной сельской ипотеки увеличен с 3 млн до 6 млн рублей.

    Льготная ипотека теперь может предоставляться также на строительство жилого дома, с использованием приобретенного за счет средств кредита (займа) «домокомплекта», то есть комплекта деталей, изделий, а также материалов, произведенных заводским способом и предназначенных для строительства индивидуального жилого дома, за исключением материалов для строительства фундамента.

    Уточнены понятия «сельской территории» и «сельской агломерации», а также введено понятие «опорный населенный пункт».

    В таких населенных пунктах за счет средств льготной ипотеки можно приобрести жилые помещения в многоквартирном доме высотой не более 5 этажей.

    Уточнены требования, предъявляемые к участникам отбора, претендующим на получение субсидии.

    Также постановлением внесены изменения в правила субсидирования льготных кредитов (займов), выданных ИП и организациям, зарегистрированным на сельских территориях (сельских агломерациях), на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий по льготной ставке.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2023 № 1055 вступит в силу с 14.07.2023.

    Порядок оформления доверенностей

    С 14 апреля 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2023 № 101-ФЗ «О внесении изменений в статью 185.1 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации», которым внесены изменения, касающиеся порядка оформления нотариально удостоверенных доверенностей и завещания отдельными категориями граждан.

    Так, доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, приравниваются к нотариально удостоверенным доверенностям только в случае их удостоверения руководителями (их заместителями) таких организаций.

    Помимо этого, к числу завещаний граждан, приравненных к нотариально удостоверенным завещаниям, отнесены:

    - завещания граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, удостоверенные руководителями (заместителями) таких организаций

    - завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях, соединениях, учреждениях и военно-учебных заведениях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами (начальниками) соответствующих воинских частей, соединений, учреждений или военно-учебных заведений.

    Также указанным должностным лицам предоставлено право заверять подпись наследника на заявлениях о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство либо об отказе от наследства.

    Сохранение прожиточного минимума для пенсионера-должника

    Если Вы пенсионер и являетесь должником по решению суда, то в силу изменений законодательства об исполнительном производстве можете воспользоваться правом на ежемесячное сохранение прожиточного минимума.

    Для этого на любой стадии исполнительного производства следует обратиться с заявлением к судебному приставу-исполнителю, приложив документ, подтверждающий размер пенсии.

    Сделать это можно лично, по почте или воспользовавшись порталом «Госуслуги» в сети Интернет.

    Заявление подлежит рассмотрению в 10-дневный срок с момента поступления с вынесением постановления, которое направляется в отделение Социального фонда России.

    Также запрещены удержания с единовременных денежных выплат, алиментов, детских пособий и иных социальных выплат.

    Отказ в сохранении прожиточного минимума может быть обжалован вышестоящему должностному лицу Службы судебных приставов, в прокуратуру или в суд.